Образовательные стандарты
Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Устанавливаются следующие уровни общего образования:
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование (1-4 классы).
- Основное общее образование (5-9 классы).
- Среднее общее образование (10-11 классы).
В настоящее время разработаны и утверждены два стандарта:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 . Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
Нормативно-правовые акты федерального уровня
ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241 «О Внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№373
ФГОС ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
Нормативно-правовые акты регионального уровня
Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.02.2012 г. № 493 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общеобразования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области»
ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Коментарии к ФГОС дошкольного образования